Главная / Художники / Вильямс Петр Владимирович

Вильямс Петр Владимирович

(1902 — 1947)



Один из ведущих мастеров советского искусства первой половины ХХ века.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Лауреат трех Сталинских премий первой степени (1943 — за оформление оперного спектакля «Вильгельм Телль» Дж Россини (1942), 1946 — за оформление балетного спектакля «Золушка» С.С.Прокофьева (1945), 1947 — за оформление балетного спектакля «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева (1946)).
С 1909 посещал школу-студию В.Н.Мешкова. В 1919—24 учился во ВХУТЕМАСе у В.В.Кандинского, И.И.Машкова, К.А.Коровина, Д.П.Штеренберга, П.П.Кончаловского, А.В.Шевченко.
В 1922 принимал участие в создании экспериментального Музея живописной культуры, в 1922–23 занимал пост директора Музея.
В 1922—24 входил в группу «конкретивистов», стоящую у истоков ОСТ. В 1925 стал одним из основателей и активных участников Общества художников-станковистов (ОСТ).
После распада ОСТа в 1931, вошел в творческое объединение «Изобригада», члены которого выдвинули принцип «политического реализма».
С 1929 работал в качестве театрального художника. С 1937 работал художником в Большом театре, с 1941 - главный художник Большого театра.
Участвовал в постановке спектаклей: в МХАТе - «Реклама» М.Уоткинс (1930), «Пиквикский клуб» по Ч.Диккенсу (1934), «Тартюф» Мольера (1939), «Последние дни (Пушкин)» М.А.Булгакова (1943), «Победители» Б.Ф.Чирскова (1947); МАДТ имени Е.Б.Вахтангова - «Пиквикский клуб» по Ч.Диккенсу (1935), «Ревизор» Н.В.Гоголя (1939), «Дон Кихот» по М.Сервантесу (1941); МАМТ имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко - «Чио-Чио-Сан» Дж.Пуччини (1935); Московском театре Революции - «Лестница славы» («Искусство карьеры») Э.Скриба (1936); Большом театре – «Поднятая целина» И.И.Дзержинского (1937), «Кавказский пленник» Б.В.Асафьева (1938), «Иван Сусанин» М.И.Глинки (1939, 1945), «Валькирия» Р.Вагнера (1940), «Травиата» Верди (1942), «Севильский цирюльник» Дж Россини (1942), «Вильгельм Телль» Дж.Россини (1942), «Алые паруса» В.М.Юровского (1942), «Евгений Онегин» П.И.Чайковского (1944), «Золушка» С.С.Прокофьева (1945), «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева (1946); ЛАТОБ имени С.М.Кирова - «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева (1940).
Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже за панно «Танцы народов СССР» и «Спектакль на крейсере» (1937), серебряная медаль Всемирной выставке в Брюсселе за эскиз декорации к опере М.И.Глинки» «Иван Сусанин» (1958).
В 1946–1947 преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства, профессор.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Участник выставок – с 1924.
Выставки: 1-я дискуссионная (Москва, 1924), «15 лет левых течений в русской живописи» (Москва, 1926), «15 лет РККА» (Москва, 1933), «ХУДОЖНИКИ СОВЕТСКОГО ТЕАТРА ЗА XVII ЛЕТ» (1935), «СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ» (1936), «ТЕАТРЫ МОСКВЫ ЗА ДВАДЦАТЬ ЛЕТ» (1937), «ГЕРОИЧЕСКИЙ ФРОНТ И ТЫЛ» (1943), "МОСКОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ В СПЕКТАКЛЯХ 1941-1945 гг." (1945), ВЫСТАВКА РАБОТ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ К 800-ЛЕТИЮ МОСКВЫ (1947), "РУССКИЙ БАЛЕТ В ЖИВОПИСИ, ГРАФИКЕ И СКУЛЬПТУРЕ" (Москва, 1948).
Персональные выставки в Москве (1948, 1952).
Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее («Кубизм» (1922), «Кубизм» (начало 1920х), «Портрет В. Э. Мейерхольда» (1925), «Акробатка» (1926), «Человек в лодке» (1926), «Автопортрет» (1928), «Негритянская Венера» (1929), «Автопробег» (1930), «Монтаж цеха» (1932), «В Абрамцеве» (1933), «Портрет Б.В.Барнета» (1934), «Нана» (1934), «Портрет Г.В.Александрова» (1930-34), «Взятие Зимнего» (1-я пол. 1930х), 4 панно для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже (1936), «Волга» (1937), «Портрет А.С.Пушкина» (1937), «Волга. Углич» (1930е), «После налета» (1942), «Возмездие» (1942), «Портрет В.Г.Дуловой» (1942), «Д.Д.Шостакович» (1946), «Весна. Портрет А.С.Мартинсон и А.Д.Понсова» (1947)), Государственном Русском музее («Портрет К.С.Станиславского» (1933), «Малая Нева» (1934), «Женщина у окна» (1-я половина 1930х)), Государственном Центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина («Эскиз декорации к опере М.П.Мусорского «Борис Годунов», 1948), Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, Музее Большого театра («Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева», 1946), Музее МХАТа, Музее Театра им. Евгения Вахтангова, Государственном центральном музее современной истории России, Центральном музее Вооруженных сил, Российском государственном архиве литературы и искусства, Львовской картинной галерее («Фашизм», 1925), Музее Людвига в Кельне («Готов к работе», 1931).

Оставить заявку на другие работы художника

* - обязательные для заполнения поля

Ваше Ф.И.О.*

Почта*

Телефон*

Сообщение