Якунчикова-Вебер Мария Васильевна
(1870-1902)
Русская художница, график, аппликатор, одна из провозвестниц символизма и модерна в русском искусстве. Родилась в 1870 году в немецком городе Висбаден. В детстве увлеклась рисованием, ее первым наставником в живописи был художник Н. А. Мартынов. В 1885 году Мария Якунчикова стала посещать классы Московского училища живописи, ваяния и зодчества в качестве вольной слушательницы. В 1888 году врачи обнаружили у Якунчиковой туберкулез, порекомендовали сменить климат. Мария Якунчикова уехала в Европу, сначала проживала в Италии, а годом позже перебралась во Францию. В последующие годы проживала в Париже, приезжая на лето в Россию. Разделяла национально-романтические увлечения Абрамцевского художественного кружка С. И. Мамонтова. С осени 1889 года Якунчикова продолжила учиться живописи в парижской академии Жюлиана. В 1894 году Якунчикова оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне.
В 1890-х гг. она создавала картины-настроения, изображающие мир старинных усадеб: "Окно в Мореве" (1894), "Чехлы", "Из окна старого дома. Введенское" (обе 1897). Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Члены объединения "Мир искусства" пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Почти полгода украшала выпуски журнала за 1899 г. созданная Якунчиковой обложка.
Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом «The Studio», оказали влияние на творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой.
Привлекало Якунчикову и прикладное искусство. С 1895 г. она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Как и ее ближайшая подруга Е.Д. Поленова, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы. Народные, "неорусские" мотивы звучат в ее панно "Городок" (1896). Выполненные по эскизам Якунчиковой резная полочка для игрушек и вышитое панно "Девочка и леший" демонстрировались на Всемирной выставке 1900 г. в Париже, где были удостоены серебряной медали.
Наследие художницы разделено между Россией и Швейцарией. В России картины Якунчиковой хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-усадьбе В. Д. Поленова. Значительная часть ее произведений находится в частных коллекциях наследников семьи Вебер в Швейцарии, в доме художницы.
- Андеграунд (444)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (439)
- Иконы (226)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (213)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (940)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (493)
- Русское зарубежье (219)
- Советская живопись и графика (2786)
- Советская живопись музейного значения (316)
- Современные произведения (1422)