1870-1902

Якунчикова-Вебер Мария Васильевна

(1870-1902)

Русская художница, график, аппликатор, одна из провозвестниц символизма и модерна в русском искусстве. Родилась в 1870 году в немецком городе Висбаден. В детстве увлеклась рисованием, ее первым наставником в живописи был художник Н. А. Мартынов. В 1885 году Мария Якунчикова стала посещать классы Московского училища живописи, ваяния и зодчества в качестве вольной слушательницы. В 1888 году врачи обнаружили у Якунчиковой туберкулез, порекомендовали сменить климат. Мария Якунчикова уехала в Европу, сначала проживала в Италии, а годом позже перебралась во Францию. В последующие годы проживала в Париже, приезжая на лето в Россию. Разделяла национально-романтические увлечения Абрамцевского художественного кружка С. И. Мамонтова. С осени 1889 года Якунчикова продолжила учиться живописи в парижской академии Жюлиана. В 1894 году Якунчикова оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне.

В 1890-х гг. она создавала картины-настроения, изображающие мир старинных усадеб: «Окно в Мореве» (1894), «Чехлы», «Из окна старого дома. Введенское» (обе 1897). Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Члены объединения «Мир искусства» пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Почти полгода украшала выпуски журнала за 1899 г. созданная Якунчиковой обложка.

Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом «The Studio», оказали влияние на творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой.

Привлекало Якунчикову и прикладное искусство. С 1895 г. она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Как и ее ближайшая подруга Е.Д. Поленова, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы. Народные, «неорусские» мотивы звучат в ее панно «Городок» (1896). Выполненные по эскизам Якунчиковой резная полочка для игрушек и вышитое панно «Девочка и леший» демонстрировались на Всемирной выставке 1900 г. в Париже, где были удостоены серебряной медали.

Наследие художницы разделено между Россией и Швейцарией. В России картины Якунчиковой хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-усадьбе В. Д. Поленова. Значительная часть ее произведений находится в частных коллекциях наследников семьи Вебер в Швейцарии, в доме художницы.

 

 

 

Оставить заявку на другие работы художника