Главная / Художники / Зак Лев (Леон) Васильевич (литературные псевдонимы — Хрисанф, М. Россиянский)

Зак Лев (Леон) Васильевич (литературные псевдонимы — Хрисанф, М. Россиянский)

(1892-1980)

Русский живописец, график, сценограф, художник-монументалист, скульптор и поэт. Двоюродный брат философа С. Л. Франка. Художественное образование получил в 1905–1910 в частных студиях Ф. И. Рерберга и И. И. Машкова. Параллельно изучал античную литературу в Московском университете. С 1908 до 1917 (с перерывами) участвовал в выставках Московского товарищества художников.

Писал стихи, вошел в группу московских эгофутуристов «Мезонин поэзии», занимался оформлением их сборников, в частности «Пламя пышет» Р. Ивнева (1913), «Весенние проталинки» (1911), Carmina, «Экстравагантные флаконы» (оба — 1913), «Феерический собор» (1914) В. Г. Шершеневича, футуристические альманахи «Засахарекры», «Вернисаж», «Пир во время чумы» (все — 1913). Готовил свой поэтический сборник «Пиротехнические импровизации» (не издан).

Как книжный график сотрудничал с журналом «Золотое руно». В 1910-х подолгу жил в Париже. В 1916 и 1917 экспонировал свои работы на выставках «Мира искусства». В 1920 в качестве художника-декоратора участвовал в постановке спектакля «Жизель» Русскими балетами Веры Немчиновой в Париже. В 1920 эмигрировал, жил во Флоренции. В 1922 переехал в Берлин. Работал сценографом в Русском романтическом театре Б. Романова, в частности оформил оперу-балет Р. Дриго «Миллионы Арлекино» (1922). В 1923 создал литографии к русскому изданию трагедии А. С. Пушкина «Пир во время чумы», в 1924 — иллюстрации к комедии Н. Макиавелли «Мандрагора».

В конце 1923 окончательно осел в Париже. В 1926 в галерее Современного искусства открылась персональная выставка акварелей и рисунков Зака. За ней последовала выставка в галерее «Персье» (1927). Принимал участие в салоне Независимых, Осеннем салоне. Стал одним из учредителей салона Супернезависимых. В 1928 произведения художника экспонировались на выставке русского искусства в Брюсселе и выставке Современного французского искусства в Москве, в 1935 — на выставке русского искусства в Праге. В станковой живописи и графике 1930-х был близок неоромантизму.

В 1938 принял французское подданство. В годы оккупации Парижа немецкими войсками скрывался в деревне под чужим именем. В 1943 создал декорации и костюмы к постановкам «Стенька Разин» А. К. Глазунова и «Князь Игорь» А. П. Бородина, осуществленными Новыми балетами Монте-Карло.

В послевоенные годы стал популярным иллюстратором. В 1945–1948 оформил книги «Трагедии» Д`Обиньи, «Сонеты» П. Ронсара, «Безумный поэт» П. Эммануэля, «Федра» Ж. Расина, «Сочинения», «Озарения», «Сквозь ад» А. Рембо, «Сочинения» П. Верлена, «Цветы зла» Ш. Бодлера. К сценографии обращался лишь спорадически, в частности создал эскизы костюмов и декораций спектакля «Концерт» С. С. Прокофьева для Опера-Комик в 1947.

В середине 1940-х оставил фигуративную живопись, чтобы заняться разработкой собственного абстрактного стиля. В 1947 представил в галерее «Жарет» первые результаты своих творческих поисков — композиции простых геометрических фигур и штрихов, расположенных в центре на полихромном фоне. В дальнейшем пришел к более лирической манере абстракционизма.

В 1950 исполнил витраж «Крестный путь» и каменную статую «Святая Тереза» для церкви в Карсаке. Эта работа ознаменовала новый поворот в творчестве Зака. В 1950-х–1960-х он оформил и реставрировал часовню Нотр-дам де Повр, базилику Сакре Кер, часовню Пети-Фрер де Повр, базилику Св. Жанны Д`Арк в Париже, собор бенедиктинцев в Валони, часовню и семинарию в Керодрен, церковь Св. Людовика в Бресте, церковь Св. Винсента в Страсбурге и другие.

Произведения находятся во многих музейных и частных собраниях в России и за рубежом, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Музее современного искусства в Париже, Королевском музее в Брюсселе, музеях Нанта, Антверпена, Русском культурно-историческом музее в Праге.

Оставить заявку на другие работы художника

* - обязательные для заполнения поля

Ваше Ф.И.О.*

Почта*

Телефон*

Сообщение