Фарфоровый завод Батенина
(1814 - 1838)
Фарфоровый завод на Выборгской стороне в Петербурге Филипп Сергеевич Батенин приобрел в 1814 у купца Девятова. До того, как заняться производством фарфора, купец Батенин ввозил его „из чужих краев". У предприимчивого купца дела сразу же пошли удачно. К 1815 году на предприятии работали 42 человека. В том же году было выработано 18 000 изделий, которые можно было заказывать и приобретать в собственном магазине (Невский пр., 25).
Батенинский фарфор едва ли не самый узнаваемый среди огромного числа дошедших до наших дней изделий частных заводов. Стилистическая цельность и приверженность в росписи к петербургским мотивам как бы подтверждали столичное местоположение завода. С батенинским фарфором обычно ассоциируются роскошные, несколько тяжеловатые букеты и цветочные фризы или петербургские мотивы на богато золоченом фоне (к сожалению, золотая краска отличалась недолговечностью в результате погрешностей в технологии).
Использование несложных технических приемов делало фарфор батенинского завода доступным разным слоям населения. Продукция завода отличалась большим разнообразием: фигурные кувшины, умывальные приборы, декоративные вазы, сервизы, многочисленные виды чашек, в том числе типично батенинской является массивная цилиндрическая чашка с характерной изогнутой ручкой. Особую группу составляли чашки и кружки, в декор которых были введены монограммы, надписи и гербы. Характерными для оформления фарфора являются бордюры и букеты с плотно прижатыми цветами в строгих обрамлениях на вызолоченном фарфоре. Устойчивыми сюжетами батенинских росписей были архитектурные виды Петербурга (по гравюрам, рисункам, акварелям), ставшие своеобразной визитной карточкой завода. В 1829 на Первой промышленной выставке в Петербурге батенинский фарфор был отмечен Большой золотой медалью.
После смерти Ф.С. Батенина производство перешло в руки его наследников и опекунского совета (1832‒1838). В эти годы батенинские живописцы держали пальму первенства среди частных заводов в обращении к сюжетам „шинуазри", навеянным общей тенденцией возврата к стилям прошлых эпох, к изощренности форм и сюжетов. На золотом фоне ярких композиций преобладали открытые красные, синие, зеленые, желтые цвета. Среди многообразного ассортимента изделий заслуженную славу заводу принесли вазы разных размеров, в которых наиболее ярко выразилась высокая декоративность батенинского фарфора. Варьировался преимущественно тип амфоры с оригинальными вертикальными ручками, богатыми по пластическому декору, и с разнообразными сюжетами на их тулове. Весьма популярными в первой половине XIX века были батенинские многопредметные сервизы с эффектными красочными узорами в виде цветочных бордюров, сочетаний геометрических и растительных форм. Искусство батенинских мастеров в значительной мере определило характер ранней продукции другого петербургского завода — Корниловых. После пожара 1838 корниловскому заводу были проданы сохранившиеся материалы, туда же перешли оставшиеся без работы мастера.
В Русском музее батенинский фарфор представлен самыми разнообразными, в большинстве своем первоклассными предметами, начиная от многочисленных чашек, декоративных ваз и сервизов, кончая умывальными приборами и фигурными кувшинами.
Техника: фарфор, крытьё, роспись, золочение
Цена:2 750 000 руб.
- Андеграунд (373)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (408)
- Иконы (227)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (194)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (834)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (434)
- Русское зарубежье (208)
- Советская живопись и графика (1626)
- Советская живопись музейного значения (280)
- Современные произведения (704)
Название: Закат в горах
Название: Святая гора
Название: Ока к вечеру
Название: Краски заката
Название: Зимний день
Название: Три медведя
Название: Первый луч
Название: Летний букет
Название: Пейзаж
Название: Абстракция