Главная / Картины / Предметы интерьера и антиквариат / Антикварная бронза / Каминный гарнитур в стиле французского неоклассицизма

Каминный гарнитур в стиле французского неоклассицизма

12 просмотров (из них сегодня 0)
Художник: неизвестный художник, Франция
Техника: Бронза, литье, матовое и блестящее огневое золочение, чеканка, пунцирование, эмаль 3-х цветов (белая, синяя, черная)
Размер: канделябры – высота 72 см, часы – 65 х 67 х 22 см
Атрибуция: Имеется искусствоведческая экспертиза
Год: последняя четверть XVIII века
5 300 000 руб.image

Каминный гарнитур-тройка из золоченой бронзы со скульптурным и накладным орнаментальным декором является блестящим примером западноевропейского бронзолитейного и часового искусства. Каминные гарнитуры такого высочайшего уровня художественного изготовления и общей сохранности являются очень редкими для отечественного антикварного рынка. В художественном решении представленной каминной тройки главным эстетическим акцентом, безусловно, являются часы, которые являются ротатором (с вращающимся механизмом) и относятся к тому редкому классу особых, эксклюзивных часов, в которых воплощалась какая-нибудь нетрадиционная идея европейских часовщиков. Создатели таких необычных часов старались поразить своих современников какой-нибудь не тривиальной или даже выдающейся конструкторской мыслью, стремились подчеркнуть свою изобретательность и оригинальность.  Первые часы-ротаторы появились во Франции во второй половине XVIII в. Наши каминные часы-ротатор имеют корпус в виде антикизированной вазы с крышкой и двумя ручками-побегами, поверхность корпуса богато украшена накладным растительным декором, в верхней части центрального медальона с цветочным букетом расположилась свернувшаяся в клубок змея, жало которой служит единственной часовой стрелкой. Два путти, словно кариатиды поддерживающие вазообразный корпус часов, украшены цветочной гирляндой и листьями аканта, на их головах венок из виноградной лозы (на путти в канделябрах – плечевые браслеты из плюща), напоминающей о древнем культе Диониса, мистериях в его честь  и связанной  с этими античными традициями  европейской идеологии  общественного гедонизма. Скульптурное и орнаментальное решение канделябров и часов объединено единым тематическим смыслом и насыщено аллегорико-символическими изображениями – путти, преданными  спутниками вечно веселого и хмельного Диониса (бога плодородия и фабрикации вина),  музицирующими амурами в облаках (рельефные накладки на подставках часов и канделябров) в  качестве вестников любви и дружбы, горящим факелом как символом вечной жизни, свернувшейся змеи, имеющей   значение мудрости и силы и пр. Подобного рода художественное решение  каминной тройки полностью соответствует стилю французской неоклассики последней четверти XVIII века, который также называется  стилем  Людовика XVI  (период с 1775 по 1790 гг.) с характерным для него обращением искусства к античным формам и образам. Исходя из общего художественного решения и ярко выраженного стиля французского неоклассицизма, дорогого материала и высочайшего качества технического изготовления,  данный каминный гарнитур датируется последней четвертью   XVIII века и относится к заказной работе парижских мастеров-бронзолитейщиков. Каминная тройка имеет внушительные размеры, внешне очень эффектна и позитивна по художественному замыслу, обладает полной сохранностью. В формах предметов и их насыщенном декоре преобладает ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей, благодаря чему каминный комплект исполнен сдержанности и достоинства, вкуса и респектабельности. Как и в свою эпоху, во время королевской Франции, каминная тройка, имевшая значение предмета аристократической  роскоши и интерьерного произведения искусства (помимо утилитарной функции – показа время и освещения помещений), по прежнему сохраняет свои качества «вечных художественных ценностей» и может украсить собой обстановку любого городского или загородного жилища.