Главная / Картины / Предметы интерьера и антиквариат / Антикварная бронза / Канделябры парные с фигурами египтянок в стиле ампир

Канделябры парные с фигурами египтянок в стиле ампир

25 просмотров (из них сегодня 0)
Художник: неизвестный художник, Россия
Техника: Бронза, литье, чеканка, накатка, огневое золочение, патинирование темно-коричневое в черноту цвета
Размер: общая высота – 73,5 см, основание – 20х20 см
Год: Первая четверть XIX века.
3 400 000 image

 

 

 

Канделябры на 4  свечи из позолоченной и патинированной бронзы, эффектно украшенные фигурами сидящих египтянок с ларцами в руках и грифонами, являются по своей скульптурной тематике и великолепной общей сохранности редчайшими предметами русской осветительной арматуры на отечественном антикварном рынке, имеющими не только ярко выраженное интерьерное значение, но и обладающие статусом произведения бронзолитейного и декоративно-прикладного искусства. Канделябры выполнены в стиле ампир по оригинальной французской технологии и ввозной парижской модели 1800-х годов, когда многие парижские бронзовщики в силу господствовавшей моды изготавливали многосвечные осветительные приборы с различными по композиционному решению «египетскими женскими фигурами», установленными на разные пьедесталы.

Канделябры на 4  свечи,  в своей нижней части с 3-мя фигурами сидящих на тумбах египтянок из патинированной бронзы в платке-клафте на головах, держащих в руках ларцы из позолоченной бронзы;  торцы прямоугольных позолоченных тумб украшены рельефным накладным декором в виде псевдоегипетских иероглифов; основания (пьедесталы) канделябров ступенчатые, треугольной формы, опираются на 6 ножек-полушарий, с чередованием позолоченных и патинированных поверхностей, украшены по верхнему периметру позолоченным фризом стилизованного растительного характера. Золоченые стояны канделябров в форме  египетских  обелисков имеют накладной орнамент символико-аллегорического характера —  рельефное изображение совы (считалась в древнем Египте вестником хорошего урожая и добрым знаком у виноделов,  фигурки совы использовались в виде амулета), цветочного венка, лент и горящего факела (радость жизни, неугасимый источник жизни, бессмертие). Осветительная арматура из позолоченной бронзы состоит из центрального стержня с вазообразным свечником и трех кронштейнов в виде растительных побегов и со свечниками в форме киафа (древнего сосуда для зачерпывания вина и воды); главным украшением осветительной части являются фигурки грифонов из патинированной бронзы, расположенные на кронштейнах под свечниками.

Канделябры с фигурами египтянок были широко популярны в российском быту не только в первой четверти XIX века. В дальнейшем, на протяжении всего столетия, они украшали собой и служили источником света в русских загородных и городских резиденциях Императорского дома, апартаментах великих князей и княгинь, помещениях Императорского Эрмитажа, гостиных залах Зимнего дворца и пр. Проникли  «египетские канделябры» и в повседневную жизнь богатых семей разных социальных классов, подчеркивая в этих случаях экономическое благополучие, высокий уровень образованности и культуры.

Местом изготовления чрезвычайно дорогих и актуальных бронзовых канделябров со скульптурным декором в виде женских фигур египтянок являлись бронзолитейные мастерские санкт-петербургских мастеров, которые выписывали самые интересные и лучшие модели из европейской столицы моды — Парижа. Различались эти модели канделябров размерами, количеством свечей, оформлением подставки-основания-пьедестала, предметами в руках египтянок, формой и орнаментом свечников. О широком распространении подобных осветительных приборов в России наглядно свидетельствует живописное полотно 1847 года известного художника П.А. Федотова с названием «Разборчивая невеста» (фонды Государственной Третьяковской Галереи), где изображен канделябр с фигурой египтянки.

Рассматриваемые канделябры выполнены на высоком уровне художественно-технического изготовления, они отличаются особой стилевой эффектностью, оригинальными элементами декора (в осветительной арматуре грифоны и свечники в виде старинных сосудов), насыщенностью растительной орнаментики, что делает их очень нарядными, торжественными и репрезентативными   предметами российского  быта и культуры. Исходя из специфики художественного литья, позолоты и колористики патины, канделябры датируются первой четвертью XIX века (они могли быть выполнены как в 1800-е, 1810-е, так и в 1820-е годы). Прямых аналогов в музейных собраниях не найдено, однако, в качестве одного из примеров необходимо отметить присутствие композиционно различных канделябров с фигурами египтянок в фондовой коллекции Государственного музея-заповедника «Павловск», попавших в него из разных резиденций русского Императорского дома и его ближайшего  окружения.