Главная / Картины / Предметы интерьера и антиквариат / Антикварная бронза / Малахитовое плато Surtout-de-table (Сюрту-де-табль)

Малахитовое плато Surtout-de-table (Сюрту-де-табль)

129 просмотров (из них сегодня 0)
Художник: неизвестный художник, Франция
Техника: бронза, литье, чеканка, золочение, полировка, конфарение, уральский малахит, набор, шлифовка
Размер: 165 х 65 х 12-14 см (ДхШхВ)
Атрибуция: Имеется искусствоведческое атрибуционное заключение
Год: середина XIX века
5 000 000 image

 

 

 

 

Высочайшего качества плато из золоченой̆ бронзы и уральского малахита изготовлено в Париже бронзолитейной̆ фирмой̆ Шарля Крозатье в середине XIX века.

Плато монтируется из трех частей: центральной четырехугольной и двух полуэллипсовидных форм; борт состоит из совместимых элементов, фиксируемых штифтами; в вертикальных стойках, разделяющих секции борта, помещаются блазоны с гербовыми композициями под короной, укрепленные на штифтах; малахит уральского происхождения (Cu CO3 Cu (OH)2), закреплен на основании из базальта. Бронза золоченая (т. наз. огневого золочения, en ormoulu), чеканка, полировка и конфарение ручной работы.

Борт изделия декорирован орнаментом, скомпонованным из листвы, цветов и животных, а также пластических мотивов из репертуара архитектуры стиля барокко. Контур борта повторен в лаконичной геометрической орнаментации малахитовой мозаики плато. Сохранность великолепная: загрязнения металла удалены, малахитовая плакетировка оригинальная, без реставрационных замен и признаков механических повреждений и поновлений. Незначительные выкрошки минерала по периферии укреплены, полировка аутентичная, очищенная от загрязнений.

СЮРТУ-ДЕ-ТАБЛИ получили широкое распространение в период империи, производились в немалом количестве на протяжении 1820-х – 1830-х гг. В связи с очень высокой стоимостью спрос на них резко сократился в 1840-е гг., и в 1850 – 1860-е гг. их почти не изготавливали. В конце XIX в. в Париже изготавливались сюрту-де-табли иной архитектуры и в декоре вкуса бель эпок или Людовика XVI (серебро, бронза серебреная и золоченая).  Помимо парижских мастерских П. Ф. Томира (нач. 1800-х – 1840-е гг.), ограниченное количество изготавливалось в Милане (1830 – 1850-е гг.) и в С.Петербурге (1820-е – 1830-е гг.). В Петербурге, где сбыт французской (и любой привозной) золоченой бронзы был практически невозможен вследствие заградительных таможенных ограничений, заказы на изготовление сюрту-де-табли принимали фабриканты бывшие поставщиками бронзы императорского двора. Известны сюрту-де-табли работы Шрейбера, возможно Дипнера, позднее такие композиции могли изготавливаться на фабрике герцога Лейхтенбергского.

Малахитовый материал, образующий покрытие зеркала данного плато, имеет уральское происхождение, и, несомненно, происходит из источников т. наз. Демидовских заводов. Малахит, добывавшийся на тагильских шахтах Демидовых, закупался как императорскими (казенными) фабриками в Екатеринбурге и Петергофе, в том числе и для исполнения высочайших заказов, так и частными предприятиями в Петербурге (в частности подрядчиками поставщиков Имп. Двора Никольс и Плинке), Париже (Томир и ко, Томир -Дютерм, и пр.) Риме, Милане и Флоренции. Наиболее известный заказчик изделий из малахита, Николай Никитич Демидов, предпочитал заказывать бронзу фирме Томира, но малахитовый материал для нее направлял с Урала в Италию, где как он полагал, качество укладки его было наилучшим.

Данное плато, отличающееся исключительной чистотой укладки малахитовых пластин, демонстрирует характерные черты изделий флорентийского/римского происхождения, включая внутренний геометрический контур и намеренный выбор глубокого по цвету материала.   Блазон с гербом, укрепленный в декоративных пирамидах, рассекающих секции борта, представляет собою поле, разделенное на четыре части, заполненные изображениями хищных птиц и шестиконечных звезд под дворянской короной. Ближайшие аналогии данной геральдической конфигурации обнаруживают проекты баронского герба Г.Р. Розена, хранящиеся в фондах ЦГАДА. Розен Григорий Владимирович (1782-1841), из древнего остзейского рода, участник и герой многочисленных военных компаний конца XVIII- первой половины XIX вв., в т ч. Отечественной войны 1812-1813 гг., командир Отдельного кавказского корпуса, Главноуправляющий гражданскими делами Грузии,  Армении и Каспия, наместник Кавказа, добившийся колоссальных результатов в войне с горцами и администрировании аннексированных территорий.

Сюрту-де табли, где обычное зеркальное покрытие плато заменено на уральский малахит, весьма редки, что объясняется, конечно, чрезвычайной дороговизной таких изделий. В ряде частных собраний известны сюрту-де-табли меньших размеров (в т. ч. круглые в плане), а также сюрту-де-табли стандартных (т. е. близких к данному) размеров, где малахит присутствует как один из примененных минеральных материалов. Данное изделие выгодно отличается от сопоставимых изделий качеством обработки бронзы, и, в т. ч. объемной пластикой декора борта. Известные экземпляры сюрту-де-таблей, изготовленные парижскими фабрикантами второй руки, имеют плато из малахита, но удешевлены за счет односторонней обработки борта, и его упрощенного орнаментального оформления. Заказчиком нашего плато мог быть или сам граф Анатолий Демидов, или один из представителей̆ царской̆ семьи. Данный̆ предмет станет центральным акцентом роскошного интерьера или великолепным подарком к знаменательному событию.