Главная / Картины / Женский портрет в сером

Женский портрет в сером

22 просмотров (из них сегодня 0)
Художник: Шумилкин Александр Андреевич
Техника: холст, масло
Размер: 74 х 99 см
Год: 1964
80 000 руб.image

подпись внизу справа и с обратной стороны

Шумилкин Александр Андреевич 1935–2015 гг
Художник-живописец, автор тематических композиций, портретов, пейзажей. Член Союза художников СССР (1967). Заслуженный художник России (1976), народный художник России (1987), член-корреспондент Академии художеств России (1988).
Родился 01 января 1935 года в деревне Нарга Молчановского района Томской области. Художественное образование получил в Свердловском художественном училище им. И.Д. Шадра (1954–1959), у С. П. Яркова, а затем в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1960–1966), у профессора Александра Дмитриевича Зайцева (ученик А.А. Рылова). Дипломная работа в ВАХ — \»Сплавщики\», оценка — хорошо. Обучение проходило на живописном факультете, присвоена квалификация художника-живописца. После окончания института поступил в мастерские Томского отделения Художественного фонда РСФСР. Участник выставок с 1961 (Томск). Член Союза художников СССР с 1967 г. Персональные выставки: Томск, 1971, 1977, 1978, 1984, 1986, 2010 – посвященная 75-летию; Москва, 1975, 1984, 1986; Белгород, 1976; Ленинград, 1978, 1987; Свердловск, 1979; 1987 — Нижний Новгород, Курск, Воронеж, Ленинград; 1988 — Варшава, Краков. Ежегодные персональные выставки в Томске, в мастерской художника и институтах Академгородка. Зарубежные выставки: 1973 — ГДР, Польша; 1974 — Монголия, Венгрия, Румыния, Япония; 1975 — ГДР, ФРГ; 1976 — Западный Берлин; 1977 — Франция; 1978 — Ирак; 1979 — Ангола, Мозамбик, Франция, Италия; 1980 — Болгария, Вьетнам; 1981 — Австрия, Куба; 1982 — Ангола, Мозамбик, Монголия, Югославия, Канада; 1983 — Алжир, ФРГ; 1984 — Болгария. Среди произведений: «Когда белые ночи» (1968), «Первый трактор» (1969), «Рыбацкий причал» (1970), «Портрет скульптора В. Муштаковой» (1973), «Большая нефть Сибири» (1974), «Холодная весна» (1975), «За полярным кругом», «Новый Уренгой. Начало» (оба — 1976), «На берегу Гыды» (1977), «Портрет Чахве» (1978), «Осень. Заполярье» (1979), «Горячий Север» (1980), «Край мой Сибирский» (1981), «У Карского моря» (1982), «Семья Салиндер» (1982, 1985), «Безмолвие» (1983), «На моей Родине» (1984), «Ожидание», «Девушка из Антипоюты» (оба — 1985); серия картин о сибирском севере (1988-92). Одним из ранних увлечений Шумилкина стал старый деревянный Томск, с годами оно вылилось в самостоятельный цикл произведений: «Старый Томск» (1969), «Деревянный Томск» (1970), «Весна в Томске» (1973), «Зима в Томске» (1974). Ряд работ составил серию портретов деревянных домов: «Томск. Дом на улице Тверской», дома на ул. Киевской, Советской и Дзержинского, Дом охотника (1979). Его картины — свидетельство самобытного характера мастера, который нашёл свою, ни на кого не похожую манеру письма. Опираясь на традиции русского изобразительного искусства, он вносит в свои работы новаторский дух эпохи дерзких научных открытий. Картины Александра Андреевича экспонировались на десятках российских и международных выставок, их можно увидеть в государственных и частных коллекциях, во многих российских городах и за рубежом. Искусство Александра Андреевича глубоко философично. Работы Александра Шумилкина экспонировались в год на нескольких крупных выставках в стране, а с 1973 года за рубежом. В 40 лет он открывает большую персональную выставку уже в Москве, а через полгода получает звание «Заслуженный художник РСФСР». Его персональные выставки успешно проходят в Ленинграде, Свердловске, Белгороде, Варшаве, Томске. После которых Александр Шумилкин становится поистине «Народным художником РСФСР» и членом-корреспондентом Российской академии художеств. Его талант, трудолюбие и сложные путешествия по сибирскому северу послужили основой для циклов его работ, объединенных изысканным стилевым единством. В 1960–1980-х годах он много ездил и летал от Урала до Чукотки: Новая Земля, Уренгой и Самотлор, Заполярный Урал, Гыданская тундра, Васюганские болота, и, конечно, Томск и малая родина, любимая до сего дня Нарга. Это территории исследования, подарившие основную тему его творчества, которую Шумилкин определил просто – «Моя Родина». Высокий профессионализм и вкус помогли выработать особенную манеру письма, которая отличала его от множества талантливых современников. Очень быстро Шумилкин создал свою «систему высокого стиля». Он искал объективные законы выражения целостного, монументального восприятия Сибири, работая в основном над пейзажами и портретами. Искал и находил то, что в начале эклектичного XXI века уже видится большим стилем профессионалов. Пейзажи и портреты Александра Шумилкина эпически возвышены, немногословны, кажется, автор отказывается от всего второстепенного. Усиливает эстетику холста драматической нотой внутренней экспрессии. В основе драмы – сложное отношение автора к грубому вхождению «человека созидающего» в мир тонкой гармонии: буровые вышки, разливы нефти, пожары, следы от вездеходов по ягелевому ковру тундры… В его полотнах вечные темы — Земля, увиденная словно с огромной высоты, бездонная синева неба, зов далёких пространств Космоса. В каждом холсте — точная цветовая характеристика, чутко схваченное состояние природы. Его работы «Заря над Самотлором», «Тишина», «На моей Родине», «Под мирным небом» обладают притягательной силой, неудержимо влекут к себе. В его полотнах отражены современные представления о Вселенной и её образ, возникающий в древних легендах и героическом эпосе народов Сибири и Дальнего Востока. Сибирский край подарил Александру Андреевичу немало встреч с яркими личностями. В своих работах художнику удалось раскрыть тему цельного сибирского характера. Его герои — люди, носители идеалов добра и справедливости. В портретах Александр Андреевич показывает как индивидуальное, неповторимое, так и общее, присущее душевному складу людей, живущих в нелёгких условиях Сибири и Севера. В 1976 г. Шумилкину присвоено звание заслуженного художника РСФСР, в 1987 г. – звание народного художника РСФСР. В 1988 г. он избран членом-корреспондентом АХ СССР. Ему посвящена монография искусствоведа С.Н. Левандовского, изданная в Ленинграде в 1986 году, а также он включен в энциклопедию «Лучшие люди России» (IV выпуск) и др. энциклопедии и издания. Умер 2 мая 2015 года в Томске. Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях г. г. Томска; Томском областном художественном музее (19 работ), Новосибирска, Норильска, Кемерова, Красноярска, Челябинска, в Новокузнецком художественном музее в Министерстве культуры России, в частных коллекциях в России и за рубежом.