Главная / Статьи / Ученики В.Д. Поленова

Ученики В.Д. Поленова

Особое место в экспозиции поленовского дома-музея занимает творчество его учеников. За время преподавания в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества Поленов воспитал плеяду талантливых, впоследствии широко известных русских и советских художников. Экспозиция комнаты учеников построена на работах двух больших художников, учеников Поленова — К. А. Коровина и И. И. Левитана. Центральное место среди ранних работ Коровина занимает групповой портрет «За чайным столом», привлекающий богатством цветовой гаммы и завершенностью композиции. Его осенние пейзажи «Дом в Жуковке», «Дорога к Жуковке», «Терраса с настурциями», «Милан», «Последний снег» и «Мальвы в Саратовской губернии» являются украшением коллекции. Особенно дорожил В. Д. Поленов небольшим коровинским этюдом «Речка в Меньшове» и за два дня до смерти просил жену повесить его над своей кроватью, сказав: «Я буду смотреть. А когда умру, напиши Константину поклон в Париж. Может быть, встретимся на этой речке».

Работы Левитана, представленные в комнате учеников,— авторские подарки Поленову в благодарность за помощь в осуществлении поездки в Крым летом 1886 года. Это — серия крымских этюдов, превосходные «Въезд в деревню», «Заросший пруд», «Срубленный лес» и «Венеция». Этюд «Васильсурск» Поленов особенно ценил и по этой маленькой вещи предсказывал живописи молодого Левитана большое будущее. Говоря о работах Левитана, собранных в музее, Василий Дмитриевич, в частности, сказал: «Левитан — один из самых талантливых наших художников. У нас представлены все три эпохи его творчества. Первая эпоха, когда он, под моим влиянием, внимательно изучал натуру («Заросший пруд»). Вторая эпоха — это крымские этюды и, наконец, третья эпоха — это поразительная легкость и поэзия в передаче природы».

Став членом совета Товарищества передвижных выставок и членом жюри, В. Д. Поленов горячо поддерживал талантливую молодежь, проявляя поистине отеческую заботу о своих учениках. Прием в члены Товарищества Левитана был воспринят в семье Поленовых как праздник. Авторитет его среди учеников был велик, все они вспоминали Поленова с чувством большой любви и уважения. В день восьмидесятилетия художника В. М. Васнецов писал ему в поздравительном письме: «Пройден великий многотрудный путь! В этот торжественный знаменательный день будем вспоминать твои великие заслуги перед родиной и твои многочисленные плодотворные труды в области русского искусства; да будут навсегда они памятны… Кроме яркого проявления великого таланта в главной области твоего художественного творчества — живописи, с такой полнотой и силой выразившегося в «Грешнице», как и в других произведениях, нельзя забыть твоих заслуг и в других областях художественного творчества: ты так много послужил русскому театру своим талантом и знанием, и словом и делом. Неизгладимо для меня воспоминание о твоих декорациях, например, в опере Глюка «Орфей в аду». Это было редкое совпадение музыкального настроения и художественного образа и представления. Честь тебе и слава за пережитые минуты высокого духовного подъёма! Велики твои заслуги и в учительстве: все тобою руководимые молодые художники — теперь уже зрелые и прославленные — вспоминают дорогого Поленова тепло, сердечно и благодарно! Не стану перечислять всего, что тобою сделано в нашем русском искусстве,— это сделает история…»

В комнате, расположенной рядом с комнатой учеников, экспонируются работы ученицы Поленова Марии Васильевны Якунчиковой. Талант ее был многогранен: она работала в технике живописи, акварели, офорта, аппликации. Своеобразные картины-панно Якунчиковой выполнены на дереве техникой выжигания с последующим нанесением красочного слоя. Окончить Училище живописи, ваяния и зодчества ей помешала тяжелая болезнь — туберкулез легких, вынудившая ее уехать лечиться за границу, где художница продолжала усиленно работать. Русский павильон Всемирной Парижской выставки 1900 года открывался ее большим панно «Девочка и леший». Мария Васильевна скончалась в 1902 году в предместье Женевы Шэн-Бужери. Почти все ее творческое наследие осталось за рубежом, во Франции. С посмертной выставки, проходившей в Москве в 1905 году, ряд ее работ был приобретен Третьяковской галереей. Несколько этюдов М. В. Якунчиковой осталось в собрании поленовского музея.

Вопрос о судьбе работ Якунчиковой интересовал сотрудников музея Поленова. В 1974 году удалось завязать переписку с сыном Якунчиковой — французским архитектором С. Л. Вебером, который передал в дар советскому народу ряд произведений матери и просил экспонировать их в поленовском музее.

В комнате М. В. Якунчиковой выставлена самая большая ее работа — написанный маслом эскиз «Девочка в лесу», сделанный для панно «Девочка и леший», этюды «Версаль. Театр в Малом Трианоне», «Комната с окном, открытым на Валисские горы», «Нива. Ржаное поле в России», «Сосенка» и ряд офортов. Кроме того, С. Л. Вебером были переданы в дар музею картины-панно «Скамейка под каштанами. Сад в Кламар» и «Весло с кувшинками». В настоящее время музей В. Д. Поленова обладает самым большим собранием произведений художницы. Творчество М. В. Якунчиковой оставило заметный след в русском изобразительном искусстве и русской художественной культуре конца XIX века.

Особая небольшая комната, единственным своим окном выходящая на эспланаду, посвящена творчеству младшей сестры Поленова — Елены Дмитриевны, талантливой художницы-акварелистки, педагога и общественного деятеля. Ее творчество было значительным явлением в развитии национального искусства в конце XIX века. Оно получило самую высокую оценку художественного критика В. В. Стасова.

Отличительной чертой ее творчества были большая любовь к родной природе, к крестьянскому быту, к старине, обращение к русскому фольклору, светлый и чистый взгляд на жизнь, которая одухотворена и опоэтизирована во многих работах этой самобытной одаренной художницы.

«Для меня пейзажный этюд с натуры летом составляет главный, существенный интерес жизни,— писала художница.— …За душу захватывает одна лишь своя, хорошо знакомая природа среднерусская, особенно тогда, когда она выражена в маленьких, ничтожных как будто, но глубоко поэтичных уголках. Это мне близко и дорого,— это мне и удается».

Большое значение для творчества Е. Д. Поленовой имело то окружение и та художественная атмосфера, которые царили в семье ее брата. Влияние на ее творчество В. М. Васнецова было велико и несомненно, о чем она сама писала: «Кто дал мне толчок уразумению древнерусской жизни — так это Васнецов». В этой комнате экспонируются тончайшие акварели Е. Д. Поленовой— абрамцевские пейзажи, пейзажи тамбовской деревни, где ей часто приходилось бывать в детстве, и замечательные иллюстрации к русским народным сказкам «Война грибов», «Морозко», «Белая уточка», «Избушка на курьих ножках», «Волк и лиса» и многим другим. Здесь же ее живописные работы «Пейзаж с калиткой», «Улица в Костроме», «Интерьер северной избы».