Главная / Статьи / В.Д. Поленов - основоположник русского пейзажа

В.Д. Поленов — основоположник русского пейзажа

Василия Дмитриевича Поленова по праву называют одним из основоположников русской пейзажной живописи. В историю отечественного искусства он вошел как выдающийся мастер лирического пейзажа. Его пейзажной живописи и посвящена вторая комната верхнего этажа дома-музея. Она так и называется — пейзажная. В 1939 году дети художника, передавая в дар государству все его коллекции и живописное наследие, решили создать в этой комнате экспозицию пейзажей Поленова. Этому помешала война. Уже в послевоенные годы удалось осуществить этот замысел. В пейзажной экспонируются этюды и картины разных периодов творчества художника, начиная от самых ранних, в которых чувствуется влияние барбизонской школы, и кончая крупными эпическими полотнами, созданными главным образом в 1880—1890-е годы и вошедшими в сокровищницу русского искусства, давно ставшими хрестоматийными. После окончания Академии художеств Поленов как дипломант, удостоенный Большой золотой медали, получил право на заграничную командировку за счет Академии. Лето 1874 года группа русских художников — И. Е. Репин, В. Д. Поленов, К,- А. Савицкий и А. К. Беггров провела на берегу Атлантического океана в нормандской рыбачьей деревне Вёль. Вельский период творчества художника знаменателен тем, что он увлекся впервые пейзажем и твердо решил заниматься им всерьез. «Прибой в Нормандии», «Мельница в Вёле», «Старые ворота в Вёле» и этюд с изображением белой нормандской лошадки, получивший высокую оценку известного художественного критика В. В. Стасова, висят на стенах пейзажной. Жизнь в Нормандии увлекала художников. И тем не менее стремление на родину — основной лейтмотив писем Поленова тех лет из-за рубежа. «Никто более меня не желает вернуться на родину, чтобы моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней, искреннее желание быть, насколько могу, ей полезным. Имея непрестанно перед собой эту цель, я учился здесь и старался совершенствоваться в избранном мной искусстве»,— писал он в отчетном докладе в Совет Академии. Вернувшись досрочно в Россию, Поленов с увлечением начал работать над близкими и родными ему сюжетами. Период этот в его творчестве знаменуется его превосходными полотнами «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Старая мельница» и другие, в которых подкупает лиризм восприятия родной природы и радость от долгожданной встречи с родиной. Эти произведения принесли Поленову широкую известность и сделали его имя очень популярным в 1880—1890-е годы. Появление картин Поленова на выставках Товарищества передвижных выставок ежегодно становилось событием русской художественной жизни. «Одним из неожиданно больших праздников было появление первых интимных пейзажей Поленова в самом конце семидесятых годов,— писал в своих воспоминаниях художник И. С. Остроухое.— Меня поразили: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «У мельницы», «Серый день» и ряд других тургеневских мотивов явились мне неожиданно, ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящнейшей техникой». Большинство картин того периода приобрел для своей картинной галереи П. М. Третьяков. Произведения, которые Поленов оставлял себе или дарил своим родным и близким, легли в основу современной экспозиции пейзажной. Большое полотно «Осень в Абрамцеве», которое в семье Поленова принято было называть «Федюшкино воспоминание»,— сосредоточенное и глубокое раздумье художника, в то время тяжело переживавшего раннюю трагическую смерть своего любимого сына-первенца. Эпическое полотно «Золотая осень», создано Поленовым в 1893. Поленовский музей по праву гордится этой картиной, в которой автору удалось достичь вершин своего мастерства. «Наступило как будто лето, только не зеленое, а сплошь золотое. Такая благодать, что и умирать не надо бы!» — писал художник жене в одном из писем в сентябре 1893 года. Думается, что именно «такую благодать» он решил перенести на холст, задумав писать картину «Золотая осень», в которой, наряду с простором светлой Оки и заокских далей, наряду с прибрежным лесом, щедро окрашенным в осенние краски, и игрушечной бёховской церковью на прибрежном холме, видится обобщенный образ дорогой Родины. Вообще осенняя тема в творчестве Поленова занимает особое место. Осень была его любимым временем года. Июнь, июль, август мало интересны для работы живописца, считал Поленов, поскольку всюду господствует зеленый цвет. Лишь с приходом сентября, когда золото осенних берез подчеркивает темную зелень елей и красноту осин, когда начинается пиршество осенних красок в природе, наступает лучшее время для работы художника. Именно поэтому осенней теме посвящены все лучшие пейзажные полотна Поленова. Среди них — первое значительное полотно, созданное сразу же после переселения на Оку, в 1891 году,— картина «Ранний снег». В экспозиции пейзажной много этюдов разных лет. В последние годы жизни художник щедро дарил свои произведения друзьям. В одном из последних писем он писал: «Есть французская басня: «Le laboureur» (пахарь). Я так ее переделал: «Un vieil artisant sentant sa fin prochaine» (старый ремесленник, чувствуя близкий конец) —это я. Басня говорит про земледельца, но я себя таковым не могу назвать. Это Митя (сын художника) может, а я только работник «artisant» и ремесленник. Я всегда любил больше всего работу в разных ее видах — ив огороде, и в столярной, и на реке, и в мастерской. Поэтому мне дорого оставить друзьям как большим, так и малым по кусочку этой работы…» Человек, переступивший порог пейзажной попадает в чистый и светлый мир поленовской живописи. Этюды «Усадьба в Имоченцах», «Лодка на Клязьме», «Воря», «Закат», «Вид на Оку из Старого Бёхова», «Деревня Тургенево» создают то самое настроение, о котором думал художник, сказавший: «Искусство должно давать счастье и радость». И как бы продолжением этой экспозиции в пейзажной служат великолепные виды на Оку и заливные тарусские луга, которые открываются из окон этой комнаты. Эти живые пейзажи тоже «созданы» Василием Дмитриевичем Поленовым, который не только умел ценить красоту, но и создавал ее всеми доступными ему способами.;