Главная / Статьи / Ювелирный дом Фаберже

Ювелирный дом Фаберже

История дома Фаберже в общих чертах хорошо известна. Архивные документы постепенно расширяют наши знания и уточняют сведения, дошедшие до нас благодаря мемуарам сотрудника Лондонского отделения фирмы Г. К. Бейнбриджа.

В докладной записке, поданой Евгением Фаберже 12 ноября 1910 года заведующему Кабинета Императорского Эрмитажа по поводу предоставления Карлу Фаберже звания придворного ювелира, вкратце излагается его биография.

„Фирма К. Фаберже была основана в 1842 году Густавом Петровичем Фаберже. Карл Густавович поступил в дело в 1864 г. и в 1872 г. оно перешло в его руки. Благодаря энергии и художественному вкусу, она сильно развилась с тех пор, а особенно за последние 25 лет.

Фирма участвовала на Всероссийской выставке в Москве 1882 г., где получила золотую медаль.

1 мая 1885 г. К. Г. получил звание Поставщика Высочайшего Двора. В этом же году он участвовал на Художественно-Промышленной Выставке в Нюрнберге, где тоже был удостоен золотой медали при весьма лестном отзыве. На Художественно-Промышленной Выставке в Копенгагене 1888 г. фирма также получила золотую медаль.

В 1887 г. было открыто отделение в Москве, где вскоре была учреждена и собственная фабрика, на которой работает более 200 человек, а вместе с Петербургом более 500 человек, так что фирма является самым большим делом по этой отрасли в России и одним из самых больших во всем мире.

29 августа 1890 г. Карл Густавович Фаберже был назначен оценщиком Кабинета Его Императорского Величества, а 1 ноября 1890 г. ему было пожаловано потомственное почетное гражданство.

В 1896 г. фирма участвовала на Всероссийской Выставке в Нижнем Новгороде, где была удостоена Государственного Герба. В 1897 г. фирма участвовала на Северной Выставке в Стокгольме, после которой К. Г. получил звание Придворного ювелира Его Величества Короля Шведского и Норвежского, каковое звание недавно подтверждено Королем Густавом V Шведским.

В 1900 г. фирма приняла в большом размере участие на Всемирной Выставке в Париже, где участвовала hors de concours. Карл Густавович Фаберже был избран членом жюри. Французское правительство наградило его орденом Почетного Легиона, со стороны же Русского правительства он никакой награды удостоен не был.

В том же 1900 г. было основано отделение в Одессе. (1890 г.? — М. Л.)

С 1901 г. посредством торговых поездок фирма распространила сбыт своих изделий на Лондон, а в 1903 г. был основан собственный магазин в Лондоне, где торговля с каждым годом развивается и где в числе постоянных покупателей состоит весь Великобританский Королевский Дом, причем Вдовствующая Королева и нынешние Король и Королева лично посещают магазин.

С осени 1908 г. фирма сооружает торговые поездки и за пределы Европы, а именно: в Азию, в Индию, особенно Сиам и Китай, причем в Сиаме мы явились вообще первой русской торговой фирмой.

Карл Густавович Фаберже имеет счастье в течение уже многих лет поставлять их Императорским Величествам и Высочествам, причем он неоднократно бывает приглашаем для личных переговоров.

Фирма К. Фаберже имеет также счастье считать своими покупателями большинство иностранных Высочайших Особ, как Короля и Королеву Великобритании, Короля и Королеву Итальянских, Короля Испанского, Короля и Королеву Греческих, Царя Болгарского (Князь Фердинанд пожаловал в 1902 г. Командирский Крест ордена за гражданские заслуги), причем Его Высочество чрезвычайно лестно выразился о художественной деятельности и эстетическом вкусе Карла Густавовича), Кронпринцессу Германскую, Короля Шведского, Короля Норвежского, Наследника Австро-Венгерского Престола и многих других.

Карл Густавович Фаберже никогда не домогался каких-либо наград или отличий, но был, однако, удостоин золотых медалей и орденов:

Св. Станислава III ст. 25 февраля 1889 г.

Св. Анны III ст. 5 апреля 1892 г.

Св. Станислава II ст. 20 июня 1896 г., сей орден был ему пожалован после св. Коронования Государя Императора и с тех пор, т. е. почти 15 лет он никаких наград и знаков отличий не получал; только 1 января 1910 г. ему было пожаловано звание Мануфактур Советника по просьбе его четырех сыновей.

Недавно лишь мне стало известно, что звание Поставщика Высочайшего Двора не тождественно с званием Придворного Ювелира. По-этому принимая во внимание вышесказанное, а главным образом то обстоятельство, что К. Г. Фаберже в сущности давно уже состоит Ювелиром Высочайшего Двора, т. к. имеет постоянные личные сношения с Их Императорскими Величествами, я имею честь обратиться к Вашему Превосходительству с покорнейшею просьбой исходатайствовать Карлу Густавовичу Фаберже звание Придворного Ювелира.

За себя и за братьев Агафона, Александра и Николая Фаберже, Евгений Карлович Фаберже».

Таким образом, эта записка помогает нам уточнить некоторые факты из жизни К. Фаберже, особенно касающиеся его первых лет деятельности. Он начал участвовать в деле с 1864 г., т. е. с 18-летнего возраста. Главой предприятия он стал в 1872 г., а не в 1870 г., как было известно до сих пор. Из другого документа мы узнаем, что уже с 1866 г. Фаберже поставляет двору ювелирные изделия.

1880-е годы были годами быстрого подъема предприятия. В 1882 г., получив заграничное образование, из Дрездена вернулся младший брат Карла Агафон — незаурядный художник, автор проектов ювелирных изделий. В том же году Фаберже участвовал во Всероссийской Художественно-Промышленной Выставке в Москве и получил золотую медаль. Это был первый крупный успех. Он представил коллекцию копий с древнегреческих золотых изделий, выполненную мастером Эриком Кол-лином, бриллиантовые шиповник и букет, ожерелье, парюру с опалами, брошку в виде листа, севинье из разных камней. В 1885 г. Фаберже становится Поставщиком Высочайшего Двора и в этом же году выполняет первое „пасхальное яйцо белой эмали в короне, украшено рубинами, бриллиантами и розами», предназначенное в подарок Марии Федоровне от Александра III. Отныне такой подарок императрице будет изготавливаться ежегодно, а после смерти Александра III — Фаберже будет исполнять к Пасхе два подарка и от имени Николая II подносить императрице-матери, а его помощник — Александре Федоровне.

Как поставщик двора Фаберже выполнял обычные заказы, наряду с придворными ювелирами Зефтигеном, Болиным, Кехли, Бут-цем. Это бесчисленные кольца, браслеты, броши, запонки, булавки с бриллиантами, сапфирами, рубинами, табакерки, портсигары, наперсные кресты, панагии. Заказы Фаберже с каждым годом возрастали. Если в 1886 г. он выполнил для Кабинета Его Императорского Величества заказов на сумму свыше 9000 руб., то в 1909 г. — на сумму до 120 000 руб. При этом ему поручается и черновая работа придворного ювелира, о чем свидетельствует дело от 1 февраля 1893 г., гласящее „О поручении оценщику при Кабинете Е. И. В. ювелиру Фаберже производить в течение 1893 г. безвозмездно чистку драгоценной ризы на образе Спасителя в Первоначальном Дворце императора Петра Г’.3 Кроме того, он занимается починкой сломанных драгоценных вещей, переделкой вензелей на табакерках и портсигарах, вставляет утраченные или выпавшие камни. Наконец, он совершает чисто торговые сделки, предлагая двору драгоценные камни, как это было в случае с продажей в 1890 г. 32 солитеров весом 183 карата на общую сумму 24 705 руб.4 Уплатили ему, кстати, только в 1892 г.

В 1880-е годы Фаберже изготовлял, за исключением пасхальных яиц с сюрпризами, главным образом ювелирные изделия и впоследствии, судя по счетам, эта продукция занимала значительную часть в деятельности фирмы. Она обеспечивала финансовую основу предприятия. В 90-е годы все чаще появляются изделия с поделочными камнями и эмалями. Его главный мастер Михаил Перхин виртуозно владел всеми техниками золотого дела, но особенно искусен был в технике эмали. Приобретя в 1886 г. собственную мастерскую на Большой Морской, д. 11, он вскоре стал работать исключительно на Фаберже и до конца жизни, т. е. до 1903 года, оставался верен своему патрону. Он был основным исполнителем на протяжении этих лет почти всех императорских пасхальных яиц. Многочисленные табакерки, портсигары, коробочки, разного рода безделушки вышли из его мастерской. После его смерти мастерскую возглавил Генрик Вигстрем, давний помощник и продолжатель традиций Перхина.

Не менее значительным мастером был Август Хольмстрем, который уже с 1857 года работал на Густава Фаберже и был главным ювелиром фирмы. Дело после смерти отца в 1903 году продолжил его сын Альберт Хольмстрем. В его мастерской создавались в основном ювелирные изделия. Дочь Хольмстрема Хильма Алина была способной художницей и проектировала ювелирные украшения.

Август Холминг владел мастерской на Казанской ул., 35, с 1880 г. В 1900 г. она, как и все основные мастерские, переезжает в дом фирмы на Большой Морской, 24. Переехал туда же и А. Тилеман. Лишь серебреник Юлий Раппопорт остается в своей обширной и удобной для крупных работ мастерской на Екатерининском канале, 65. Кроме того, у Фаберже сотрудничали и другие мастера, имевшие относительную самостоятельность, со своим штатом работников, которыми они руководили и распоряжались по своему усмотрению. Работавшие за пределами фирмы, они также были связаны с Фаберже договорами и делали вещи исключительно для него. Влияние личности Фаберже, его неявно выраженный диктат были настолько сильны, что всех этих разных мастеров он подчинил своей воле, привил им свои вкусы. Требования его были очень высоки, но при этом Фаберже давал творческую свободу, поощряя всякие новшества. Когда требовали интересы дела, он заботился о своих мастерах, стремясь, например, освободить их от воинской повинности, как это было во время первой мировой войны, когда он ходатайствовал о 23 мастерах. Среди них были ведущие специалисты его фирмы в тот период — Кремлев, Цыганов, Ко-маленков, Богданов, Петухов.

Высокое качество изделий было основным требованием Фаберже. Оно зависело не только от высокого профессионализма рабочих и мастеров, но и талантливости художников, модельеров, скульпторов. В первые десятилетия основными проектантами были сами братья Фаберже, после смерти Агафона его место занял Франсуа Бирбаум, который стал главным художником фирмы. Много и успешно работали сыновья Фаберже. В конце 90-х гг. в связи с сильно возросшим объемом предприятия и выпускаемых изделий на фирму приходят молодые дизайнеры, лучшие выпускники Училища художественного и про-мышленно-технического рисования барона Штиглица. Среди них Иван (Ян) Либерг, Федор Грюнберг, Оскар Май, Лейзер Стрих, Евгений Якобсон, Василий Зуев. Как известно, Фаберже платил своим рисовальщикам от 6 до 10 тысяч рублей в год, „чтобы иметь всегда новые рисунки, которых у других нет». Считается, что в начале века в художественной студии фирмы трудились более 20 художников. Качество изделий и их разнообразие гарантирует прейскурант, выпущенный московским отделением фирмы, утверждающий, что „всякий предмет, будь стоимость не выше одного рубля, выполняется с должной тщательностью и прочностью», и что „изделия фирмы часто подвергаются изменениям в зависимости от причудливых требований моды, вследствие чего ежедневно поступают в продажу новые фасоны». Изделия предназначались для самых разных слоев общества, т. к. амплитуда цен огромна: от 5-7 рублей до 50 000.

Итак, к началу XX века магазин бриллиантовых вещей Фаберже превратился в крупное капиталистическое предприятие с гибкой структурой организации множественных мастерских и филиалов, с определенной свободой каждой из них и жестким подчинением главе фирмы. В 1890-е годы Фаберже модернизировал свое производство на основе современных достижений техники, оснастил мастерские станками. Так, например, в 1896 году на московской фабрике золотых и серебряных изделий на 200 мастеров приходилось 5 паровых машин и 25 станков. В то время как у Ивана Хлебникова приблизительно на такое же количество рабочих имелись 2 паровые машины. В другой московской мастерской Фаберже, руководимой Оскаром Пилем, работали 38 мастеров и насчитывалось 11 станков. Общий оборот московских предприятий составил 430 000 руб., у Хлебникова Ивана в лучшие времена оборот достигал 300 000 руб. К 1910 г., когда фирма становится Товариществом на паях „К. Фаберже», все предприятие оценивается им в 3 000 000 руб.

Автор заметки в журнале „Столица и усадьба» № 2 за 1914 г. уверенно заявляет, что „Русская ювелирная мастерская Фаберже одна из первых в мире. В ее отделениях в Петербурге и Москве работает свыше 500 рабочих и рисовальщиков (в петербургских мастерских перед войной насчитывалось 208 человек. М. Л.) Существует уже 70 лет. Фаберже поставщик Государя и всех почти дворов; американских миллиардеров, английских богачей; на днях выполнялся заказ Сиамского короля». И далее автор цитирует Фаберже: „Понятно, если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушерон, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня … У них можно найти готовое колье в 1 500 000 рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчугов». Эту мысль Фаберже высказывал неоднократно, надо полагать, что в ней заключается его творческое кредо. Прежде всего он ощущает себя художником, и только потом купцом. Что же, в таком случае и спрос с него должен быть более высоким.

Судьба творческого наследия Фаберже сложилась счастливо. Время пощадило его и до нас дошло огромное количество изделий фирмы. Только в музеях нашей страны насчитывается около 400 произведений, немало вещей хранится в частных коллекциях и в домах у людей, не занимающихся собирательством. Еще больше изделий Фаберже имеется на Западе. На последней выставке, проходившей в Мюнхене в декабре 1986 — феврале 1987 гг., было представлено свыше 500 работ фирмы. Естественно, что это лишь небольшая часть того, что находится в их собраниях и у частных лиц. Пожалуй, ни один современник Фаберже, не говоря уже о более ранних ювелирах, не может сравниться с ним ни в отношении сохранившегося наследия, ни в отношении того успеха и шумной славы, которые выпали на его долю. Фаберже обладал гениальным чутьем времени. Инстинктивно понимая его запросы, он сумел создать образцы искусства, точно соответствующие разным вкусам.

Период деятельности фирмы приходится на очень сложный момент в истории русской культуры. Очень емко сказал Г. Ю. Стернин в своем исследовании: „. одна из главных отличительных особенностей художественной жизни России рубежа двух веков в том и состоит, что искусство этой поры, как никогда раньше, испытывало сильнейшее воздействие зрительских вкусов и наклонностей, что формирование новых эстетических принципов отражало в это время не только общую идейную борьбу эпохи, но и столкновение очень конкретных художественных потребностей широкой и весьма неоднородной зрительской массы. Все это, разумеется, происходило в условиях, когда взаимоотношение искусства с потребителем складывалось стихийно и в него нередко вмешивались различные посторонние факторы».

Технический прогресс, вызвавший к жизни механизацию многих процессов изготовления художественной продукции, привел к тому, что рынок был заполнен низкопробными, стандартизированными изделиями. Фабриканты стремились удешевить и ускорить процесс создания вещей, добиваясь количества за счет качества. Кроме того, поверхностное понимание исторических стилей приводило к чудовищному смешению их в одной вещи. Грубая эклектичность имела лишь внешнее родство со стилем историзма. Отдельные художники, предприниматели, различные кружки, как, например, Мамонтовский и Тенишевский, были островами в этом море промышленной безвкусицы.

Фаберже, урожденный петербуржец, воспитанный на классических образцах, в силу своей личной привязанности и деловой сметки выбрал как основной принцип своего творчества следование стилям, ставшим классикой в истории прикладного искусства. Эти общеевропейские стили понятны были людям любой национальности. Их формы и декор легко приспосабливались к любой вещи. Если необходимо было создать нарядное роскошное изделие, использовалась орнаментика стиля Людовика XV, для более строгих вещей или более простых применяли элементы стиля Людовика XVI или ампира, которые вообще стали преобладающими в начале XX века в период господства неоклассицизма.

Главное же, чем Фаберже покорил публику, это высоким качеством изделий. В мастерских фирмы, также как и на многих современных предприятиях, имелись различные станки -давильные, токарные, штамповальные, но „доводка» изделия делалась вручную. Даже товары типовые, недорогие, которые фирма производила наряду с другими и которые составляли ее экономическую основу, выполнены на довольно высоком профессиональном уровне. Недаром почти вся продукция фирмы имеет еще и личные номера, процарапанные на металле, и зафиксированные в шнуровых книгах.

Сотрудники фирмы усердно трудились над усовершенствованием технологического процесса, нередко держа в тайне от конкурентов свои находки. Одним из значительнейших достижений фирмы надо признать технику производства эмали. У Фаберже была разработана богатейшая гамма цветных эмалей, равных которым по качеству и колористическому многообразию почти не было. Корни этого немеркнущего искусства уходят вглубь веков. Традиции византийского, древнерусского эмальерного искусства, а также прекрасные образцы ювелирного дела французских, женевских и петербургских мастеров изучались художниками фирмы на коллекциях Эрмитажа и за рубежом.

Не менее значительны были успехи предприятия Фаберже в обработке и использовании цветного камня, главным образом, уральских самоцветов. Надо оговориться, что традиция применения как эмалей, так и цветных камней в русском художественном промысле никогда не прерывалась.

Достижениям в области миниатюрной скульптуры из цветных и драгоценных камней способствовали превосходное знание свойств самих камней, а также японской миниатюрной скульптуры — нэцке — (большую коллекцию которых К. Фаберже собрал в своем доме на Большой Морской).

Добиться выдающихся достижений в области миниатюрной механической игрушки Фаберже помогло превосходное знание работ немецкого мастера конца XVII — начала XVIII в. Мельхиора Динглингера, которые Карл Фаберже, а позже его брат Агафон изучили в Дрезденской сокровищнице — Грюне Гевольбе.

Кроме того, Фаберже знал подобные же работы английского и китайского мастеров, таких как Джеймс Кокс, Юань Мин Юань.

Сказанное не означает, что в других областях ювелирного искусства Фаберже не внес своих усовершенствований и не достиг нового, более высокого уровня, особенно в области обработки и использования драгоценных металлов, в частности цветного золота и оксидированного серебра. Фирма добилась здесь исключительных успехов в создании сплавов цветного золота — от белого до красного, зеленого, голубого, используя для этой цели добавки в различных пропорциях меди, серебра, никеля, платины. Совершенствуя технику плавки, полировки, чеканки, гравировки металла, мастера фирмы получали блестящие эффекты, сочетая на одном предмете матовые и полированные поверхности с орнаментами из цветного золота.

Совершенствуя свое ювелирное мастерство, Фаберже опирался на лучшие достижения своих предшественников в каждой из областей творчества. Так, например, старейший мастер фирмы Эрик Коллин стал первоклассным знатоком возможностей золота, изучив достижения античной торевтики, копируя греческие и скифские изделия, золотые оклады икон XVII-XVIII вв. в галерее драгоценностей Эрмитажа, а Михаил Перхин несомненно был знаком с работами парижских и петербургских ювелиров XVIII столетия. Еще живы были традиции известного петербургского ювелира первой половины XIX века В. Кейбеля, прекрасно владевшего техникой цветного золота.

Начинал Фаберже, как и всякий другой ювелир, с изготовления ювелирных украшений из драгоценных камней, оправленных в золото. Многочисленные кольца, серьги, браслеты, ожерелья — все это в большом количестве требовал двор, богатый заказчик и широкий покупатель.

Но это изделия самые недолговечные и сейчас мы о Фаберже-ювелире по сути дела ничего не знаем. Существует даже мнение, что данная сторона его деятельности была не самой сильной. Восстановить эту страницу в истории фирмы можно было бы по русункам, проектам ювелирных украшений, которые во множестве создавались самим Фаберже и его дизайнерами и, наклеенные в альбомы, хранились в архиве фирмы. Известно, что сейчас на руках у людей имеются несколько таких альбомов. Один из них, насчитывающий свыше тысячи рисунков, дает возможность оценить дизайнерскую мысль художников фирмы, проследить стилистическое развитие этого вида творчества, начиная с 1880-х годов и до 1916 г., т. е. на протяжении всей деятельности предприятия. В ранних работах художник изображает ювелирные изделия — броши, диадемы — в виде цветов, букетов, веток растений, натурально трактованных, с подчеркнуто конкретными природными особенностями. Такой натурализм был характерен для 80-х годов. Почти одновременно в рисунках появляются мотивы неорококо. Завитки рокайля в разных модификациях непременные спутники большей части проектов вплоть до начала века, постепенно уступая место более строгим линиям неоклассики, сочетаясь, однако, с цветочными гирляндами и букетами, т. е. элементами, являющимися выразителями стиля Людовика XVI.

Значительная группа рисунков, выполненная с большим изяществом и артистизмом, относится к неоклассицизму первого десятилетия XX века. Художник воплощает свою идею в геометрически чистых элементах, обнажая ясную выразительную линию композиции. Совсем немного рисунков создано в стиле модерн, что вообще характерно для художественного творчества Фаберже, который весьма сдержанно относился к этому стилю. В то же время в ряде проектов последних лет деятельности фирмы явно просматриваются элементы стиля art deco, стиля, который придет только в середине 20-х годов. Те же стилевые решения отличают и так называемую галантерейную продукцию фирмы — табакерки, портсигары, бонбоньерки, коробочки, шкатулки, рамки для фотографий, разного рода безделушки — маленькие витринки, шкафчики, каретки, рояли и т. п.

Здесь хотелось бы заметить, что Фаберже, как никакой другой ювелир, в то время сильно расширил ассортимент изделий за счет казалось бы чисто утилитарных вещей. Фирма превращала в художественные изделия компасы, барометры, термометры, набалдашники тростей, спичечницы, зажигалки, письменные приборы, настольные звонки и т. д. Это было вполне осознанное „стремление сделать быт искусством, а искусство бытом».

Говоря о столовой серебряной утвари — сервизах, настольных украшениях, вазах, графинах, кувшинах — надо отметить такую же тщательность исполнения в лучших вещах. В Эрмитаже хранятся подготовительные рисунки нескольких surtout-de-tables в том числе сделанные в стиле рококо и Людовика XVI, предназначенные для Александры Федоровны. А также имеются проекты в стиле ампир — сервиз с лебедями. Несколько листов с предметами туалетного прибора, образцом для которых возможно послужил туалетный прибор парижского серебряника XVIII века Франсуа Тома Жермена, хранящийся в Эрмитаже. В творчестве Фаберже прямые реминисценции старинных изделий и заимствования встречаются неоднократно.

Таким образом, художники фирмы Фаберже шли в русле тех современных стилевых европеиских направлений, которые составляли основной фон в общей картине развития искусства последних десятилетий. Будучи приверженцами исторических стилей, они не стремились к поискам новых стилевых решений. Достижения Лалика или Тиффани были чужды Фаберже и интересовали фирму лишь с точки зрения усовершенствования технологии. Безусловно, это было связано не столько с личными вкусами владельцев фирмы, сколько с вкусами и запросами заказчиков, богатых буржуа, желавших непременно иметь вещичку „от Фаберже».

Основные принципы позднего академизма наиболее глубоко и последовательно выразились в тех двух видах художественного творчества Фаберже, которые собственно и принесли ему славу — каменной мелкой пластике и в создании своего рода кунстштюков — пасхальных яиц с сюрпризами.

Натуралистический иллюзионизм фигурок -зверей и птиц, животных, цветов — в первый момент ошеломляет. Удивительна точность передачи живой природы. Однако нэцке и китайские цветы-камень, послужившие, как гласит предание, толчком к созданию подобных изделий, сделаны с той мерой обобщенности, недосказанности, которая сообщает им глубокую образность. Они дают возможность дальнейшего размышления и домысливания, являясь как бы исходным моментом в цепи ассоциативных связей. В то время как цветы и зверюшки Фаберже суть лишь красивые копии. Банальна мысль художника их задумавшего и прямолинейно пластическое решение. Поражает в этих изделиях не художественный образ, а искусство камнерезов, умелое владение эффектными ремесленными приемами.

На Всемирной парижской выставке 1900 года наряду с каменными цветами, безделушками, эмалевыми изделиями публику поразили пасхальные яйца. Идея изготовления пасхальных яиц не была такой уж оригинальной.

Фаберже следовал давно сложившейся традиции. Обычай украшения яиц к пасхе уходит в далекую древность и имеет вполне определенное символическое значение. Создание пасхальных яиц из различных материалов — стекла, фарфора, цветных и полудрагоценных камней было обычным явлением в России. Не менее традиционным было создание предметов различного назначения (несессеров, часов, ваз, подвесок, игрушек) в виде яиц. В Особой кладовой Эрмитажа хранятся изделия, послужившие образцами для работ Фаберже. Таким образом, Фаберже имел перед собой великолепные образцы даже в ювелирном исполнении. Новизна заключалась, по-видимому, в том, что он с годами усиливал сюжетную сторону своих изделий, завоевывая сердца заказчиков различными неожиданными сюрпризами, сложностью и искусностью исполнения этих дорогостоящих игрушек.

В наше время производство фабричной, массовой, обезличенной продукции, интерес к работам Фаберже становится особенно острым. Помимо того, что эти вещи мастерски сделаны, они еще как бы хранят тепло человеческих рук. Это — живые свидетели взлета ювелирного искусства на рубеже веков, несмотря на все те неблагоприятные условия, в которых развивалось художественное ремесло.

М. Лопато

Кандидат искусствоведения,

заведующая сектором Эрмитажа