Главная / Статьи / Живопись России

Живопись России

Светская живопись в России наиболее интенсивно развивается с первой четверти XVIII века. Закономерно, что на протяжении всего столетия самым распространенным жанром русского искусства был портрет. Развитие портрета в Петровское время опирается на богатую национальную традицию: еще в XVII столетии этот жанр переживает значительный расцвет в парсуне (искаженное от «персона»), в которой схематизм и условность характеристики сочетаются с точностью и эмоциональной глубиной раскрытия образа. Особенности парсуны ярко проявились в так называемой Преображенской серии (портреты «патриарха» Милака и Якова Тургенева). Все крупнейшие художники первой половины XVIII века работали преимущественно как портретисты. В их числе особое место принадлежит «петровским пенсионерам» Ивану Никитину и Андрею Матвееву, в творчестве которых обоснованно видят смелую объективность в отношении к модели, сочетающуюся с тонким лирическим чувством. Матвеев, кроме того, практически единственный ранний отечественный мастер, писавший на аллегорические и мифологические сюжеты.

Значительные творческие достижения в области русского портрета связаны с деятельностью Ивана Вишнякова и Алексея Антропова. Работы Вишнякова свидетельствуют о глубоком интересе художника к душевным движениям человека. Антропов прославился яркой определенностью портретных характеристик. Именно эти мастера способствовали блестящему расцвету русской портретной школы во второй половине XVIII века, представленной европейски известными именами Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского. В портретах Рокотова раскрывается бесконечная многогранность человеческой личности. Творчество Левицкого пронизано просветительским пафосом, в его произведениях человек предстает психологически достоверным и конкретным. Исполненные на великолепном уровне маэстрии полотна Боровиковского в ранний период творчества отражают идеалы сентиментализма, а позднее несут отпечаток ампирной героизации и романтической приподнятости. Творческие достижения этих художников — свидетельство того, что, сохраняя национальное своеобразие, русское искусство второй половины XVIII столетия развивается на уровне и в русле европейских художественных движений.

Важнейшую роль в художественной жизни страны на протяжении полутора столетий играла созданная в 1757 году в Петербурге Академия художеств. Ее роль была особенно значительной во второй половине XVIII—первой половине XIX века. С Академией художеств в это время были связаны все крупнейшие отечественные живописцы. Приоритет исторических композиций в иерархии жанров, утвержденной Академией, был несомненен. Однако существовали и классы живописи ландшафтной, перспективной, портретной, «зверей и птиц», «плодов и цветов». В 1770-х годах был создан класс жанровый, носивший название «домашний». Практически первым русским историческим живописцем стал Антон Лосенко, исполнивший в 1770 году в качестве программы на звание академика картину на тему из отечественной истории «Владимир и Рогнеда».

Первая половина XIX века в русской живописи отмечена окончательным сложением многообразной жанровой системы: значительного развития достигают пейзаж (творчество Сильвестра Щедрина, Максима Воробьева, братьев Григория и Никанора Чернецовых, позднее Антона Легашова), натюрморт (один из наиболее ярких представителей жанра — Иван Хруцкий) и особый род живописи «интерьер» (произведения Федора Толстого, Алексея Тыранова, Лавра Плахова, Григория Михайлова и др.). Жанровая дифференциация живописи отражает пытливый интерес художников к реальному окружению человека, подготавливает блестящий расцвет реалистической живописи второй половины XIX столетия.

При всем многообразии художественной жизни России в этот период определяющее значение для истории русской живописи имело творчество четырех крупнейших мастеров. Романтическая линия наиболее последовательно воплотилась в произведениях Ореста Кипренского. Черты романтической приподнятости в сочетании с академической отточенностью замысла и воплощения и реалистическими тенденциями эпохи нашли отражение в блистательных достижениях искусства Карла Брюллова, автора знаменитого полотна «Последний день Помпеи». Мучительные искания синтеза идеала и реальности, нерасторжимого единства философского содержания и живописной формы сконцентрировались в живописных произведениях Александра Иванова. Основоположником демократической жанровой живописи явился Алексей Венецианов, творческие принципы которого оказали огромное влияние на дальнейшее развитие искусства в России.

Этапной для русской художественной культуры оказалась деятельность в середине XIX века Павла Федотова— блестящего живописца и рисовальщика, сознательно обратившегося прежде всего к современным темам, поднявшегося в своем искусстве до социально-критических обобщений.

Традиции критического реализма, принципы народности искусства, его актуальности в общественной жизни, воспитательных и преобразующих задач живописи отстаивали художники, примкнувшие к группе передвижников, создавших в 1870 году в противовес канонам и идеалистической эстетике академизма Товарищество передвижных художественных выставок. Деятельность Товарищества продолжалась более трех десятилетий. В него входили величайшие мастера русской реалистической школы живописи — Николай Ге, Иван Крамской, Григорий Мясоедов, Иван Шишкин. Позднее — Исаак Левитан, Василий Суриков, Илья Репин, Николай Ярошенко и многие другие. Идеалы реализма, социально-критический пафос были близки творчеству Василия Перова — наиболее значительного из русских живописцев второй половины XIX столетия.

Рубеж XIX и XX веков — наиболее плодотворный период в истории отечественной живописи, ознаменованный напряженными поисками новых путей в искусстве, богатством творческих индивидуальностей, множественностью художественных направлений. Новаторским пафосом пронизана художественная деятельность крупнейших мастеров кисти — Валентина Серова и Михаила Врубеля. В пестрой картине художественной жизни предреволюционных десятилетий значительную роль сыграли творческие объединения «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Несмотря на различие идейно-эстетических концепций, их общая черта — новаторские поиски наиболее выразительной художественной формы с опорой на традиции национальной школы. Формальные и содержательные новации Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Константина Сомова («Мир искусства»), Павла Кузнецова («Голубая роза»), Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Ильи Машкова («Бубновый валет»), представителей русского авангарда Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Марка Шагала, Василия Кандинского имели общеевропейское значение. Не случайно развитие живописи в России в первые десятилетия XX века называют великим экспериментом русского искусства. Творчество наиболее талантливых представителей отечественной живописи никогда не было чисто формальным экспериментаторством. Оно сохраняло гуманистическую ориентацию, свойственную русскому искусству во все периоды его развития. В альбоме представлены произведения незаслуженно забытых на годы художников, таких как Леонид Чупятов, Самуил Адливанкин, Павел Филонов, Вера Ермолаева, Василий Купцов, Александр Ла-бас, Николай Дормидонтов.

Советская живопись первых послереволюционных лет развивалась в русле традиций русской живописи предшествующего периода, тем более, что в 1920-е и 1930-е годы продолжали успешно работать крупные мастера, творческое лицо которых сформировалось до Октябрьской революции. Проявляя острый интерес к формальным задачам, изобразительное искусство раннего советского периода напряженно искало нового героя, новые содержательные моменты, новые выразительные средства. Эти поиски отразились в творческой эволюции живописцев старшего поколения — Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Михаила Нестерова, Кузьмы Петро-ва-Водкина, Бориса Кустодиева. Их произведения послереволюционного времени отличаются особым жизнеутверждающим, мажорным, звучанием. В живопись властно вторгаются новые темы. К 1930-м годам окончательно складывается метод социалистического реализма, принципы которого ярко воплотились в работах Александра Самохвалова и Сергея Герасимова, Александра Дейнеки и Аркадия Пластова.

Особая страница советской живописи связана с Великой Отечественной войной. В творчестве художников в этот период искренне и страстно звучит тема патриотизма и героизма, высокого подвига и любви к Родине.

Советская живопись знала периоды чрезмерного увлечения формальными задачами и преувеличенного внимания к литературно-сюжетной стороне живописного произведения. Впрочем, это неизбежные искания эпохи становления. В лучших работах современных мастеров кисти, таких как Евсей Моисеенко, Борис Угаров, Петр Фомин и многих других, точно осознается задача синтеза формального и содержательного моментов, которая всегда была признаком активного освоения искусством действительности.