Главная / Статьи / Золотой век русской скульптуры

Золотой век русской скульптуры

Золотым веком русской скульптуры стала вторая половина XVIII столетия. Творчество мастеров этого периода представлено в музее наиболее совершенными произведениями и почти с монографической полнотой. Здесь необходимо назвать гениального мастера реалистического портрета Федота Шубина. Преодолев условность парадного портрета, Шубин создал блестящую галерею образов своих современников, исключительную по глубине и смелой правдивости. Однако ценность его произведений заключена не только в том, что они отражают социальный облик эпохи, но и в высокой художественности. Талант и артистическое мастерство позволили ему, сохранив весомость, плотность камня, добиться естественности в передаче живости лица, материалов драпировок, мягкости меха, пушистости волос.

Федор Гордеев и Михаил Козловский — мастера раннего классицизма — выражали актуальные проблемы современной жизни, обращаясь к темам прошлого. В работе «Прометей» Федор Гордеев решил героический образ достаточно сдержанно, в рамках складывающейся классицистической традиции. Михаил Козловский, создавая «Поликрата», стремился передать пафос борьбы. Выражение страдания, обреченности насыщает произведение драматизмом, внутренним напряжением, динамикой.

Иван Прокофьев известен как мастер декоративной пластики и выдающийся портретист. Группа «Волхов и Нева» пронизана живым, непосредственным чувством. Простота и одухотворенность характерна для бюста Анны Лабзиной. Мягкая лепка усиливает поэтичность и задушевность образа, исполненного в терракоте.

Художественная индивидуальность Ивана Мартоса глубоко раскрылась в созданных им надгробных памятниках. Простые и ясные по композиции, они волнуют естественностью передачи чувств, сдержанным выражением скорби. В ритме драпировок, окутывающих фигуру плакальщицы в надгробии Е. С. Куракиной, передана глубокая горечь безвременной утраты.

Мастера первой половины XIX века и углубили художественные искания предшествующего поколения скульпторов, принесших европейскую известность отечественной школе ваяния.

Степан Пименов в 1802 году участвовал в конкурсе на исполнение проекта надгробного памятника своему учителю М. И. Козловскому. Скорбит об утрате Муза ваяния, уронив голову на руки. Удивительной пластичностью и гармонией линий прекрасно передана глубина искреннего и полного поэзии чувства.

«Молочница с разбитым кувшином» — известная работа ученика Мартоса Павла Соколова. Повторенную в бронзе скульптуру установили в Царскосельском парке. Ей посвящены известные стихи А. С. Пушкина:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Романтические веяния пушкинского времени нашли отражение в образах Бориса Орловского. Группа «Фавн и вакханка» рождена преклонением перед античностью, перед вечной красотой формы. В мягких переходах скульптурных форм, в «дыхании» мрамора ощущается исключительное понимание скульптором материала, богатства его возможностей. Чистота линий, естественность жестов передают гармонию высоких чувств.

Романтический подход к натуре и классицистическая строгость образов античного искусства сочетаются в изысканной по пропорциям и силуэту статуе «Венера», исполненной Иваном Витали. Задуманное как интимное, камерное произведение, «Венера» привлекает обаянием молодости, красотой и гармоничностью образа.

В портрете Ивана Мартоса, выполненном его учеником Самуилом Гальбергом, создателем обширной галереи портретов передовых деятелей русской культуры—удивительное портретное сходство сочетается с величавой торжественностью образа.

Одной из главных тем в русской пластике этого времени становится героическая тема, связанная с событиями Отечественной войны 1812 года, с подъемом национального самосознания и патриотизма.

В 1813 году, как живой отклик на эти события, Василий Демут-Малиновский создает статую «Русский Сцевола». Величава поза, уверенна осанка героя, полного решимости и благородства. Несмотря на академическую условность, очевидно внимательное изучение народного типа. Впервые в высоком искусстве пластики был воспет национальный герой — русский крестьянин.

Как и Демут-Малиновский, Федор Толстой в серии медальонов на события Отечественной войны 1812 года обращается к языку классической традиции. Однако он прежде всего стремится выразить черты русского характера— твердость, стойкость, уверенность в победе — и прославляет не только одного героя-полководца, но и русское войско («Народное ополчение 1812 года»).

Интерес к национальной теме наглядно проявился в произведениях Николая Пименова («Парень, играющий в бабки»). Традиционность пластического языка не помешала скульптору создать яркий образ человека из народа, воспеть его физическую и духовную красоту.

Первым русским анималистом по праву считается Петр Клодт. Любовь к животным, острое чувство натуры, высокое мастерство придавали его работам достоверность и эмоциональную выразительность. Реалистические традиции Клодта развивал Евгений Лансере. Во второй половине XIX века получает широкое развитие бытовой жанр. Все чаще скульпторы обращаются к темам из жизни народа, русской истории, уделяют много внимания созданию портретов современников.

Начало XX века — небольшой по времени, но значительный и яркий период в развитии русской пластики. Творчество Павла Трубецкого, Анны Голубкиной, Сергея Коненкова, Александра Матвеева определило многообразие направлений в развитии русской скульптуры этого этапа.

Необычайно эмоциональные и выразительные образы создал Павел Трубецкой. Живописная трактовка формы с богатой игрой светотени придает им естественность и убедительность.

Психологическая напряженность присуща произведениям Анны Голубкиной; большой любовью к природе, человеку проникнуто творчество Сергея Коненкова; последовательно стремится к утверждению реалистических основ в скульптуре Александр Матвеев.

Развивая и углубляя традиции отечественного искусства, эти художники-новаторы заложили основу советской школы скульптуры и способствовали ее расцвету.