Главная / Новости / АНОНС АУКЦИОНА №534 C 8 ПО 15 ИЮНЯ

АНОНС АУКЦИОНА №534 C 8 ПО 15 ИЮНЯ

Юлий Клевер. Зимний вечер

 

Дорогие друзья, традиционно публикуем обзор на самые интересные лоты аукциона. И первый из них принадлежит кисти Юлия КЛЕВЕРА (1850-1924) — популярного русского мастера пейзажной живописи. Ученик Санкт-Петербургской академии художеств, Клевер был воспитанником мастерских Сократа  Воробьёва и барона Михаила Клодта.
В 1881 году за достижения ему было присвоено звание профессора.

Пейзажи Клевера выразительны и эффектны по освещению: он славился светоносными «золотыми пейзажами». Именно таков и «Зимний вечер» на сегодняшних торгах. В нём, как и во многих других своих работах, Клевер тщательно прорабатывает детали, оставляя, впрочем, свет и цвет главными героями полотна.

 

 

Артур Фонвизин. Галоп по арене. 1940-50-е годы

Следующий лот переносит нас в компанию интеллектуальной элиты и творческой богемы СССР 1960-х, в момент расцвета подпольного неофициального советского искусства.

Все, кто интересуется искусством нонконформистов, знают, как расшифровать аббревиатуру Ф.Ф.Ф. Это, конечно же, Фальк, Фонвизин и Фаворский — предтечи этого уникального явления.

Три мастера «старой школы» и носители ушедших с имперской Россией традиций живописи. Нравственные авторитеты и учителя, мост из первого русского авангарда во второй.

Артур ФОНВИЗИН (1882-1973) известен своей неповторимой акварельной техникой. Подобно стилю Эгона Шиле, фонвизинские приемы и находки хорошо узнаваемы и находят подражателей и сто лет спустя.

Коллекционер литературы и искусства Николай Харджиев говорил об акварелях Артура Фонвизина: «Его искусству присущ ритм юношеской походки. Не удивительно, что оно так легко перешагнуло через столетие его жизни». Этот ритм узнается в его ранних работах, показанных на легендарных выставках «Голубой Розы», «Золотого руна», «Мира искусства»…

Но странность в том, что «шаг» Фонвизина со временем не только не становится тяжелее, а, напротив, обретает воздушную легкость. В 47 лет он перешел от живописи маслом к акварели. Художник при жизни сделал множество работ в этой технике. Он был дружен с коллекционером Георгием Костаки и целая стена его дома, говорят, была отдана именно акварелям Фонвизина. Но когда выходишь на рынок, чтобы купить такую вещь — оказывается, что это непростая задача.

 

 

Анатолий ЗВЕРЕВ (1931-1986) — это имя неофициального советского художника плотно закрепилось в

Анатолий Зверев. Автопортрет в тельняшке.

народном сознании. Даже Пабло Пикассо отметил его, как лучшего русского рисовальщика. А свидетельства его таланта просочилось за границу при помощи — снова — достославного коллекционера Георгия Костаки.

Из его воспоминаний об Анатолии Звереве:

«Скорость мазков кисти перемежалась и напоминала палочки в руках барабанщика; капли гуаши разлетались вокруг, забрызгивая обои. Пришлось поставить фанерные перегородки с трех сторон стола.Когда высыхала гуашь, и в портрете угадывался образ модели, трудно было представить, что портрет был создан подобным образом. Белый лист или полотно не пугали Зверева. Он рассматривал их подобно тому, как музыкант рассматривает свой инструмент – например, виолончель. Смычком Звереву служила большая кисть, с которой он никогда не расставался. Работая с маслом или гуашью, он казалось, играл – без малейшего напряжения, ничего никогда не исправляя. Зверев очень и очень много рисовал, там, где только мог. В метро, в поезде, в трамвае. Даже в кинотеатр он брал с собой блокнот и делал наброски до начала фильма.”

Экспрессия Анатолия Зверева выплескивалась на бумагу или холст всеми возможными способами. Он писал пальцами, окурками, сигаретным пеплом, веником…Один из выдающихся русских портретистов, сумевший выразить трепетный динамизм момента и мистическую внутреннюю энергию объекта, спонтанный импровизатор. Несколькими штрихами Зверев достигает огромности драматического эффекта.

Наш топ-лот — авпортрет в тельняшке — не рядовой портрет дорогого кому-то когда-то человека или заслуженного деятеля. Это артефакт, визитка героя из немногочисленного пантеона одной эпической легенды, слава которой всемирна.